Решение транспортной задачи: понятие и способы

Транспортная задача представляет собой одну из классических задач линейного программирования, которая заключается в оптимальном распределении грузов между источниками и потребителями с учетом ограничений, таких как доступность ресурсов и потребностей. Решение данной задачи имеет большую практическую значимость и применяется в различных сферах, таких как логистика, производство и снабжение.

Основные принципы решения транспортной задачи заключаются в минимизации общих затрат на перевозку грузов и выполнении требований к потребностям и ресурсам. Для достижения оптимального решения применяются различные методы, такие как метод северо-западного угла, метод наименьшей стоимости и метод потенциалов.

Метод северо-западного угла основан на заполнении таблицы перевозок, начиная с клетки в левом верхнем углу и продолжая заполнять ячейки в порядке северо-западного направления. Метод наименьшей стоимости основан на выборе клетки с наименьшей стоимостью перевозки и ее заполнении на максимальное значение возможной перевозки.

Метод потенциалов основан на вычислении потенциалов поставщиков и потребителей в таблице перевозок и нахождении оптимального плана перевозок путем связывания клеток с нулевыми потенциалами. Этот метод позволяет найти более точное и оптимальное решение транспортной задачи.

Определение и сущность транспортной задачи

Определение и сущность транспортной задачи

Транспортная задача представляет собой математическую модель, которая позволяет оптимизировать распределение различных ресурсов (например, товаров) между их источниками и потребителями с минимальными затратами.

Основная идея транспортной задачи заключается в том, чтобы определить маршруты перевозки определенного количества груза с минимальными затратами на транспортировку. Другими словами, эту задачу можно рассматривать как поиск такого плана перевозок, при котором достигается оптимальное использование ресурсов.

Суть транспортной задачи заключается в определении трех основных компонентов: источников, потребителей и стоимости перевозки. Источники представляют собой места, откуда требуется перевезти определенное количество груза, а потребители - места, куда этот груз должен быть доставлен. Стоимость перевозки определяется как расстояние между источниками и потребителями, а также другими факторами, влияющими на затраты на транспортировку.

Для решения транспортной задачи применяются различные методы, такие как метод потенциалов, метод северо-западного угла, метод минимального элемента, метод модифицированных потенциалов и др. Эти методы позволяют находить оптимальный план перевозок с минимальными затратами.

Источник 1Источник 2Источник 3
Потребитель 1586
Потребитель 2794
Потребитель 3352

В приведенной таблице представлен пример транспортной задачи, в которой указано количество груза, которое требуется перевезти из каждого источника в каждый потребитель. Задача состоит в том, чтобы определить маршруты перевозки этого груза с минимальными затратами.

Математическая постановка транспортной задачи

В математической постановке транспортной задачи предполагается, что имеется некоторое количество исходных пунктов, из которых нужно перевезти определенное количество грузов, и некоторое количество пунктов назначения, в которые грузы должны быть доставлены.

Основной целью является определение такого плана перевозок, при котором минимизируется суммарная стоимость перевозок и удовлетворяются заданные ограничения по перевозочным возможностям и потребностям исходных и конечных пунктов.

Математически транспортная задача может быть сформулирована с помощью системы уравнений и неравенств, в которых неизвестными являются объемы перевозок от каждого исходного пункта к каждому пункту назначения.

Например, если имеется m исходных пунктов и n пунктов назначения, то в задаче может участвовать m × n переменных. Однако, ограничения и условия задачи позволяют сократить количество переменных, так как объемы перевозок из одного исходного пункта в разные пункты назначения могут быть ограничены определенными связями.

Решение транспортной задачи основано на применении различных методов линейного программирования, таких как метод северо-западного угла, метод минимального элемента и др. Данные методы позволяют находить оптимальный план перевозок, который удовлетворяет заданным ограничениям и минимизирует стоимость перевозок.

Метод северо-западного угла

Метод северо-западного угла

Шаги метода:

  1. Выбираем клетку таблицы в левом верхнем углу (северо-западный угол).
  2. Рассчитываем количество единиц перевозки для данной клетки, ориентируясь на остатки поставок и требований.
  3. Заполняем данную клетку найденным значением и обновляем остатки поставок и требований.
  4. Переходим к следующей рассматриваемой клетке, смещаясь вправо или вниз на одну ячейку.
  5. Повторяем шаги 2-4, пока все клетки не будут заполнены.

После выполнения всех шагов метода северо-западного угла получается начальный базисный план, который может потребовать последующей оптимизации для достижения оптимального решения транспортной задачи.

Метод северо-западного угла является простым и интуитивно понятным методом решения транспортной задачи. Однако, он не всегда дает оптимальное решение, особенно при наличии большого количества ограничений и сложной таблицы стоимостей перевозок. В таких случаях обычно используются более сложные и точные методы, например, метод потенциалов или модифицированный метод северо-западного угла.

Метод минимального элемента

Процесс решения транспортной задачи с помощью метода минимального элемента заключается в следующих шагах:

  1. Выполняется начальное заполнение таблицы транспортных затрат.
  2. Находятся индексы клетки с минимальным значением в таблице. Это клетка, которая имеет наименьшую стоимость перевозки единицы товара.
  3. Выбранная клетка с минимальным значением становится исходной клеткой для следующего шага.
  4. Рассчитывается возможное количество перевозимых единиц товара в выбранной клетке. Это значение определяется по формуле:
    Минимальное значение в клетке = Минимальное значение в строке * Минимальное значение в столбце / Минимальное значение в клетке
  5. Значения таблицы обновляются путем вычитания возможного количества перевозимых единиц товара из соответствующего значения строки и столбца.
  6. Шаги 2-5 повторяются до тех пор, пока не будет выполнено условие оптимальности или не будет достигнуто равенство сумм в строках и столбцах.

Метод минимального элемента является эффективным способом решения транспортной задачи, так как он позволяет определить оптимальное распределение товара с минимальными затратами.

Метод Фогеля

Метод Фогеля

Данный метод основан на следующих принципах:

  1. На первом шаге находим наименьшую стоимость перевозки в каждой строке и в каждом столбце. Эти значения называются "потенциалами" и отображают стоимость наименее дорогой перевозки из доступных вариантов.
  2. Выбираем вариант перевозки с наибольшей разностью потенциалов. Если в строке или столбце есть только одно значение, выбираем его.
  3. Вычитаем значение выбранной перевозки из соответствующих строк и столбцов. Если остается нулевое значение, то удаляем строку или столбец.
  4. Повторяем шаги 2 и 3, пока все строки и столбцы не будут удалены.
  5. Вычисляем общую стоимость перевозки, складывая произведения количества и стоимости перевозок.

Метод Фогеля позволяет найти оптимальное решение транспортной задачи в большинстве случаев. Однако при наличии альтернативных решений, метод может не гарантировать нахождение наилучшего результата.

Потенциалы и потенциальный метод

Потенциальный метод - это метод решения транспортной задачи с использованием потенциалов. Суть метода заключается в том, что сначала определяются начальные потенциалы для источников и стоков, а затем производятся итерации, в результате которых находятся оптимальные потенциалы и соответствующее оптимальное распределение грузов.

Процесс решения транспортной задачи с использованием потенциального метода включает следующие этапы:

  1. Определение начальных потенциалов для источников и стоков.
  2. Построение опорного плана, который является начальным приближением оптимального плана.
  3. Определение потенциалов для клеток, в которых происходит перераспределение грузов.
  4. Проверка условий оптимальности и, в случае их выполнения, завершение процесса. Если условия оптимальности не выполняются, переходим к следующему шагу.
  5. Перераспределение грузов на основе найденных потенциалов.
  6. Возврат к шагу 3 и продолжение итераций до достижения условий оптимальности.

Потенциальный метод позволяет найти оптимальное решение транспортной задачи и провести анализ влияния изменения объемов перевозок на затраты. Он также может быть применен для решения различных вариаций транспортной задачи, например, с учетом ограничений на максимальную загрузку или допустимые объемы перевозок.

Метод модифицированных потенциалов

Метод модифицированных потенциалов

Алгоритм метода модифицированных потенциалов состоит из следующих шагов:

  1. Выбор начального базисного решения транспортной задачи, которое может быть получено с помощью других методов, например, метода северо-западного угла.
  2. Вычисление потенциалов для каждой клетки с помощью следующих формул:
    • Для клеток источников: потенциал источника = 0.
    • Для клеток приемников: потенциал приемника = потенциал источника + стоимость перевозки.
    • Для остальных клеток: потенциал = потенциал приемника - стоимость перевозки.
  3. Вычисление изменения потенциала при переходе по каждому пути в сети транспортной задачи.
  4. Выбор входящего и исходящего пути с максимальным изменением потенциала. Если такого пути нет, то задача решена.
  5. Определение значения перевозки по выбранному пути с помощью метода наименьшей стоимости.
  6. Обновление базисного решения с учетом найденной перевозки.
  7. Переход к шагу 2.

Метод модифицированных потенциалов обладает высокой эффективностью и точностью при решении транспортной задачи. Его основное преимущество заключается в том, что он позволяет находить оптимальное решение за конечное число итераций.

Транспортная симплекс-метод

Симплекс-метод позволяет найти оптимальное решение задачи оптимизации, а транспортная симплекс-метод применяется конкретно для решения транспортной задачи.

Основная идея транспортного симплекс-метода заключается в последовательном перемещении единиц товара вдоль путей перевозки, до тех пор пока не будет достигнуто оптимальное решение задачи. В процессе пути перевозок могут быть изменены, чтобы улучшить качество решения.

Алгоритм транспортного симплекс-метода состоит из нескольких шагов:

  1. Найти первое допустимое базисное решение задачи.
  2. Проверить условия оптимальности решения и, при необходимости, перейти к следующему шагу.
  3. Найти величины изменения пропорции разделения и определить новое базисное решение.
  4. Повторять шаги 2 и 3 до достижения оптимального решения.

Транспортный симплекс-метод позволяет решить транспортную задачу, учитывая ограничения на перевозку товаров, стоимости перевозки и требования к объему поставок. Он является эффективным инструментом для оптимизации логистических процессов и позволяет найти оптимальное решение задачи перевозок.

Метод замещения

Метод замещения

Алгоритм метода замещения состоит из следующих шагов:

  1. 1. Найти ячейку с наибольшей стоимостью и заполнить ее.
  2. 2. Если в строке или столбце, где заполнена выбранная ячейка, все ячейки заполнены, перейти к следующему шагу. Иначе, перейти к шагу 3.
  3. 3. Продолжить заполнение ячеек, начиная с той, которая находится сверху слева от заполненной ранее ячейки.
  4. 4. Повторять шаги 2-3 до тех пор, пока все ячейки не будут заполнены.

Метод замещения позволяет пошагово находить оптимальное решение транспортной задачи. Он основан на идее последовательного замещения заполненных ячеек пустыми ячейками с минимальной стоимостью.

После применения метода замещения получается оптимальное решение, которое минимизирует затраты на перевозки и удовлетворяет ограничениям задачи.

Процесс оптимизации решения транспортной задачи

Процесс оптимизации решения транспортной задачи включает в себя несколько шагов. Первым этапом является постановка задачи, которая заключается в определении объемов груза, источников и потребителей, а также стоимости перевозок между ними.

Вторым шагом является составление начального плана перевозок, который может быть случайно определен или основан на опыте предыдущих перевозок. Начальный план служит отправной точкой для последующей оптимизации.

Третий этап – определение потенциала изменения плана. Это включает в себя анализ возможных вариантов перевозок и оценку их влияния на общую стоимость. Для этого часто используют метод потенциалов или метод северо-западного угла.

Четвертый шаг – осуществление исходной оптимизации плана. Этот этап включает в себя проведение итеративных шагов, в результате которых осуществляется перераспределение грузов для минимизации общей стоимости перевозок.

Последний этап – проверка оптимальности полученного плана. Это включает в себя анализ всех возможных вариантов перевозок и сравнение их стоимости с оптимальным планом. Если не найдено более оптимальных вариантов, то полученный план считается оптимальным.

Оптимизация решения транспортной задачи позволяет снизить затраты на перевозку грузов и увеличить прибыль предприятия. Этот процесс требует математических расчетов, использования специализированных методов и анализа различных вариантов перевозок.

Источники/ПотребителиПотребитель 1Потребитель 2Потребитель 3Источник 151015Источник 2202530
Требования102030155101520302520
Оцените статью
Поделитесь статьёй
Про Огородик