Формативное оценивание - это подход к оцениванию, который акцентирует внимание на улучшении процесса обучения и развитии учеников. В отличие от традиционной оценки, формативное оценивание нацелено на обратную связь и помощь в становлении и развитии обучающихся.
Одним из ключевых преимуществ формативного оценивания является его способность дать учащимся более полное и точное представление о своих достижениях и прогрессе в обучении. Формативная оценка помогает школьникам понять свои сильные и слабые стороны, что способствует более эффективному усвоению материала.
Кроме того, формативное оценивание способствует более активному вовлечению учеников в собственный процесс обучения. Поскольку целью формативной оценки является помощь и конструктивная обратная связь, ученики становятся более заинтересованными и мотивированными к достижению лучших результатов.
Формативное оценивание также помогает преподавателям более точно оценить эффективность своих методов обучения и вносить соответствующие корректировки в процессе обучения.
В целом, формативное оценивание представляет собой более тесное взаимодействие между преподавателями и учениками, в результате чего обучение становится более индивидуализированным, динамичным и успешным.
Что такое формативное оценивание?
В отличие от суммативного оценивания, которое проводится в конце учебного периода для оценки общих результатов ученика, формативное оценивание фокусируется на развитии и росте студента на протяжении всего учебного процесса.
Оценка проводится в режиме реального времени и предоставляет учителю и ученику информацию о текущем уровне их достижений, а также о том, как улучшить их дальнейшее обучение. Она основывается на наблюдениях, тестах, проектах, заданиях и других методах оценивания, которые помогают идентифицировать сильные и слабые стороны ученика.
При формативном оценивании учитель становится активным партнером ученика в процессе обучения. Он проводит индивидуальные беседы, обсуждает цели и ожидания и предлагает рекомендации для улучшения учебной деятельности. Ученик, в свою очередь, получает обратную связь, которая помогает ему осознать свои прогресс и развивать навыки самооценки и саморефлексии.
Преимущества формативного оценивания включают развитие мотивации ученика, улучшение качества обучения, увеличение академической самоуверенности и снижение стресса во время экзаменов и проверок. Этот процесс также способствует индивидуализации обучения, адаптации к потребностям ученика и созданию благоприятной атмосферы в классе.
Определение формативного оценивания
Главная цель формативного оценивания заключается в том, чтобы помочь учащимся в их учебном процессе, предоставить им обратную связь, чтобы они могли исправить свои ошибки и улучшить свои навыки и знания. В отличие от суммативного оценивания, которое оценивает общий результат или достижение определенной цели по окончании обучения, формативное оценивание основано на непосредственной реакции на учебный процесс.
Формативное оценивание может включать различные методы и инструменты, такие как устное и письменное опросы, тестирование, задания и проекты. Учителя используют эти инструменты и методы, чтобы в режиме реального времени измерять прогресс учащихся и понять, где у них возникают трудности или неуспехи. Эта информация может быть использована для корректировки учебного процесса и обеспечения дополнительной поддержки и индивидуального обучения для каждого ученика.
Преимущества формативного оценивания включают возможность более точной оценки уровня понимания и достижений ученика, индивидуальную адаптацию учебной программы, а также активное вовлечение учащихся в процесс обучения и постоянную мотивацию к развитию и самоусовершенствованию.
Цели и задачи формативного оценивания
Задачи формативного оценивания включают:
1. Определение уровня понимания учащимися учебного материала в процессе обучения.
2. Выявление проблемных моментов, с которыми сталкиваются учащиеся, и причин их возникновения.
3. Проведение корректировок в учебном процессе на основе выявленных проблем.
4. Обеспечение индивидуального подхода к каждому учащемуся, учет его индивидуальных особенностей и потребностей.
5. Содействие активному участию учащихся в учебном процессе и их ответственности за собственное обучение.
6. Формирование навыков саморефлексии и самооценки учащихся, развитие их метапознания и метакогнитивных стратегий.
В целом, формативное оценивание направлено на развитие учащихся и помогает им активно участвовать в процессе обучения, становиться самостоятельными и саморегулируемыми учениками.
Принципы формативного оценивания
Формативное оценивание основано на ряде принципов, которые помогают достичь наибольшей эффективности и полезности оценивательного процесса:
- Ориентированность на процесс обучения: формативное оценивание фокусируется на оценке процесса обучения, а не только на конечном результате. Это позволяет преподавателям и ученикам более точно определить, где возникают трудности и какие учебные стратегии следует изменить или усовершенствовать.
- Взаимодействие: формативное оценивание предполагает активное взаимодействие между преподавателями и учениками. Ведь чтобы выявить проблемы в учебном процессе и помочь студентам преодолеть трудности, необходимо установить доверительные отношения и вести постоянный диалог.
- Обратная связь: формативное оценивание стремится предоставить учащимся максимально полезную обратную связь, позволяющую им узнать, что они делают правильно, а что следует исправить. Полнота и конкретность обратной связи помогают студентам лучше понять свои ошибки и развить свои учебные навыки.
- Участие учеников: формативное оценивание активно включает учащихся в оценивательный процесс. Они имеют возможность самостоятельно оценить свой уровень знаний, самостоятельно установить свои цели и планировать пути их достижения.
- Постоянность: формативное оценивание является постоянным и систематическим процессом, проводимым на протяжении всего учебного курса. Оно предоставляет непрерывную информацию о прогрессе учащихся и вносит коррективы в учебный процесс в реальном времени.
Принципы формативного оценивания взаимосвязаны и поддерживают друг друга. С их помощью преподаватели и ученики могут создать эффективную учебную среду, развить мотивацию к обучению и добиться наилучших результатов в процессе обучения.