Развитие речи является одним из важнейших этапов в развитии ребенка. В этот период формируются навыки коммуникации, понимания и выражения своих мыслей и эмоций. Но есть такой период, который считается особенно важным для формирования речевых навыков — это первый критический период.
Первый критический период развития речи у детей начинается примерно в возрасте 6 месяцев и заканчивается к концу второго года жизни. В этот период наблюдается наивысшая активность в развитии речевых навыков. Дети в этом возрасте начинают произносить свои первые слова и фразы, они учатся общаться с окружающими и понимать их речь.
Почему первый критический период так важен для развития речи у детей? Во-первых, в это время дети очень быстро воспринимают и осваивают новую информацию. Их мозги находятся в состоянии максимальной гибкости и способности к обучению. Во-вторых, в этом возрасте у детей наблюдается повышенный интерес к общению и активное взаимодействие с окружающими.
Важно помнить, что в первом критическом периоде развития речи существуют особенные признаки, которые могут указывать на проблемы в развитии. Например, отсутствие попыток воспроизводить звуки и слова, задержка в начале речевого развития, слабая звукопроизносительная активность. Если ребенок не проявляет интерес к общению или не пытается взаимодействовать с окружающими, это может быть признаком нарушений в его развитии.
Что такое первый критический период развития речи?
Во время первого критического периода развития речи мозг ребенка находится в активном состоянии и готов к быстрому усвоению и осмыслению новой информации. В этот период ребенок стремится к общению и активно изучает окружающий мир, улавливая речевые образцы и пытаясь их повторить.
Восприятие и произношение звуков, формирование словарного запаса, усвоение грамматических структур – все эти навыки активно развиваются у ребенка во время первого критического периода развития речи. Этот период является важным фундаментом для дальнейшего развития речи и языковых навыков.
Первый критический период развития речи у детей может отличаться по длительности и интенсивности в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и внешних факторов. Однако, в целом, это время является ключевым для формирования базовых речевых навыков у ребенка.
Причины возникновения первого критического периода развития речи у детей
Первый критический период развития речи в жизни ребенка происходит в возрасте от 6 месяцев до 3 лет. В этот период мозг ребенка наиболее пластичен, что означает, что он способен легко усваивать и обрабатывать информацию о речи. Причины возникновения первого критического периода развития речи у детей связаны с биологическими и социальными факторами.
Биологические причины:
1. Созревание мозга: В первые годы жизни происходит активное формирование нейронных связей, которые отвечают за развитие речи. К этому времени у детей формируются основные структуры мозга, отвечающие за восприятие, понимание и производство речи.
2. Развитие слуховой системы: Дети рождаются со способностью различать звуки своего родного языка, и в первых годах жизни их слуховая система претерпевает значительные изменения. Это позволяет им легко определить разницу между звуками и начать воспринимать и производить речь.
Социальные причины:
1. Работа родителей и окружающих людей: Ребенок учится речи, слушая и наблюдая за речью взрослых. Постоянное общение и контакт с окружающими людьми, особенно родителями, способствует развитию его языковых навыков.
2. Имитация: Наблюдая и повторяя за взрослыми, дети начинают понимать, как используется речь для общения. Они пытаются мимикрировать и произносить слова, фразы и звуки, что способствует активному развитию речи.
Верховская (2006) отмечает, что первый критический период развития речи является важным временем для ребенка, когда он получает первый опыт в общении и строит основы своего развития речи.
Признаки первого критического периода развития речи
- Деловая и имитативная речь: В первом критическом периоде дети проявляют интерес к передвижению и использованию предметов, их названия и функции. Они начинают заимствовать слова и фразы из окружающей среды и активно имитировать взрослых.
- Проводят коммуникацию: Дети начинают проявлять желание общаться с окружающими, показывая свои потребности и эмоции. Они используют неговорящие жесты, мимику и звуки, чтобы передать свои мысли и понять окружающих.
- Расширяют словарный запас: В первом критическом периоде дети активно участвуют в процессе обучения и погружения в языковую среду. Они начинают запоминать и использовать новые слова, фразы и выражения из своего окружения.
- Понимают связь между словами и объектами: Дети начинают понимать, что существует связь между словами и объектами. Они начинают распознавать предметы по их названиям и понимать значения слов.
- Усваивают грамматические правила: В первом критическом периоде дети начинают усваивать основные грамматические правила языка. Они начинают формировать предложения и правильно использовать морфологические и синтаксические конструкции.
Определение признаков первого критического периода развития речи у детей позволяет родителям и педагогам оценивать уровень развития речи и принимать соответствующие меры для его поддержки и стимуляции.
Как помочь ребенку в первом критическом периоде развития речи
1. Регулярно разговаривайте с ребенком уже с первых месяцев его жизни. Даже если он еще не может отвечать, просто слушайте его и реагируйте на его гулки и звуки. Это помогает развить слуховые навыки и моторику губ.
2. Запевайте песни и стихи, читайте сказки и книги ребенку. Это помогает развить музыкальность, интонацию и словарный запас. Постепенно вовлекайте ребенка в чтение, задавайте вопросы, показывайте картинки и говорите, что изображено.
3. Играйте в речевые игры. Называйте предметы по их названиям, повторяйте слова и фразы, используйте различные интонации. Это способствует расширению словарного запаса и развитию фонематического слуха.
4. Включайте разнообразные аудиозаписи, например, детские песни или рассказы. Это помогает ребенку привыкнуть к разной речи и развивает слуховое восприятие.
5. Общайтесь с ребенком в различных ситуациях, описывайте происходящее, задавайте вопросы и активно слушайте его ответы, даже если они пока не являются полными предложениями. Это помогает развить навыки диалогической речи и повышает мотивацию к общению.
Важно помнить, что каждый ребенок развивается по-своему, и длительность первого критического периода может различаться. Главное — предоставить ребенку подходящую среду для развития речи и поддерживать его интерес к общению. Стимулируя его речевое развитие, вы помогаете ему освоить одну из самых важных навыков для успешного будущего.