Автомобильные телефоны в СССР — это то звено технологической цепи, которое невероятно сложно представить современному поколению. Ведь в наши дни все мы привыкли к мобильным телефонам, которые помещаются в кармане и имеют множество функций, а наши предки пользовались нечто совсем другим. В данной статье мы расскажем об истории и принципе работы телефонов в автомобилях тех времен.
В Украине телефоны в автомобилях стали появляться еще в 1960-х годах. Эту идею поддерживали Советский Союз и социалистические страны, в особенности ГДР. Внедрение этой технологии в жизнь началось с относительно простых приборов, представляющих собой звуковые сигнализации, подобные стражникам в железнодорожных вагонах.
Однако крупным шагом в этом вопросе стало создание миниатюрных автомобильных телефонов. Принцип работы этих телефонов был основан на использовании компактной радиосвязи. В основе этой концепции лежала идея использования специальных станций, установленных на дорогах, которые взаимодействовали с устройством в автомобиле и позволяли установить связь с другими абонентами.
История телефона в автомобиле в СССР
Телефон в автомобиле был одной из роскошей, на которую советский народ мог только мечтать в период СССР. В то время доступность мобильной связи ограничивалась государственным контролем. Только очень важные государственные и общественные личности могли позволить себе роскошь иметь телефон в автомобиле.
Первые телефоны в автомобилях появились в СССР в 1960-х годах. Они были установлены только в премиальных автомобилях Волга ГАЗ-24 и ЗИЛ-111. Тогда же был создан и специальный фонд связи для автомобилей, а оперативным управлением занимался специальный отдел Министерства Связи.
Первые телефоны в автомобилях были довольно громоздкими и тяжелыми устройствами. Изначально они работали только в режиме прямой связи, то есть не могли звонить на обычные стационарные телефоны. Также они работали только в пределах Москвы и Московской области.
Как советская электроника развивалась, появились более компактные и функциональные телефоны в автомобилях. В 1980-х годах был создан серийный выпуск автомобильного телефона «Альтавия». Это был персональный телефон с кнопочным набором и возможностью звонить на стационарные телефоны. Также появилась возможность пользоваться услугами телефонной связи в любом регионе СССР.
Однако, массовое распространение телефонов в автомобилях произошло только после распада СССР. В 1990-х годах, с распространением мобильной связи, многие частные лица смогли позволить себе иметь телефон в своем автомобиле. И постепенно престижность этого устройства снижалась, становясь всё более обычным и доступным.
Рождение и развитие
Первые шаги по созданию автомобильного телефона в СССР были сделаны в середине 1950-х годов. В то время автомобили представляли собой роскошь, и наличие телефона в машине было немыслимым.
Однако с развитием технологий и возрастанием интереса к автомобилям, в 1960-х годах началась работа над созданием первых моделей автомобильных телефонов в СССР. Одним из первых успешных проектов стала модель «Автотелефон-60», которая была представлена в 1977 году.
Автотелефон состоял из базовой станции, установленной на автомобиль, и портативного телефона, который можно было снять и использовать вне автомобиля. Передача голосового сигнала производилась через радиосигналы, а передача данных — через аналоговую телефонную сеть.
В 1980-х годах автомобильные телефоны стали все более популярными, и СССР начал экспортировать свои модели в другие страны. Вскоре рынок автомобильных телефонов стал конкурентным, и появились новые модели с улучшенными характеристиками и функционалом.
Несмотря на свое существование только в СССР, автомобильные телефоны оказали значительное влияние на развитие телефонной связи в мире. Они стали предшественниками современных мобильных телефонов и стимулировали развитие технологий для беспроводной связи.
Принцип работы
Автомобильный телефон в СССР работал на основе радиосвязи и требовал наличия специальной станции связи, которая обеспечивала соединение с городской телефонной сетью. В центре этой станции находился оператор, который обрабатывал запросы на установление исходящих и входящих вызовов.
Для установления связи с городскими телефонными аппаратами в автомобиле использовался специальный рациионный аппарат (РА), который являлся основой автомобильного телефона. Наблюдатель РА монтировался в автомобиле и позволял водителю осуществлять аудиосвязь через специальные кнопки на рулевом колесе или на приборной панели.
Чтобы осуществить входящий вызов, оператор станции связи давал команду РА, чтобы открывалась рациионная связь с автомобилем. Затем оператор устанавливал связь с абонентом и передавал ему информацию о вызове. На приборной панели автомобиля загоралась вспышка, указывающая на входящий вызов. Водитель мог ответить, нажав на соответствующую кнопку на рулевом колесе или на приборной панели.
Для исходящих вызовов водитель набирал номер телефона на специальной клавиатуре РА. Клавиша «Вызов» использовалась для установления соединения. Оператор станции связи затем устанавливал связь с вызываемым абонентом и соединял его с автомобилем.
Принцип работы автомобильного телефона в СССР позволял значительно улучшить коммуникацию на дороге и обеспечивал водителям и их пассажирам возможность вести деловые и личные разговоры даже в отдаленных местах.