CMP (англ. Compare — сравнить) – это команда в ассемблере, которая позволяет сравнивать значения двух операндов. Команда выполняет вычитание одного операнда из другого, но результат вычитания не сохраняется. Вместо этого флаги процессора устанавливаются в соответствии с результатом сравнения.
Алгоритм выполнения команды CMP
- Загрузка первого операнда из источника данных (регистра или памяти) в регистр процессора, который называется флаговым регистром.
- Загрузка второго операнда и его вычитание из первого.
- Установка флагов в соответствии с результатом вычитания.
Флаговый регистр — это регистр процессора, который содержит состояние флагов. Флаги — это биты, которые хранят результаты выполнения предыдущих арифметических и логических операций. Они используются для принятия решений в программе и управления процессом выполнения команд.
Флаги процессора, которые устанавливаются после выполнения команды CMP:
- Z (Zero) — устанавливается в 1, если результат вычитания равен нулю. Иначе, устанавливается в 0.
- N (Negative) — устанавливается в 1, если результат вычитания является отрицательным числом. Иначе, устанавливается в 0.
- C (Carry) — используется при выполнении операций беззнакового переполнения. Если происходит переполнение, устанавливается в 1. Иначе, устанавливается в 0.
- O (Overflow) — используется при выполнении операций знакового переполнения. Если происходит переполнение, устанавливается в 1. Иначе, устанавливается в 0.
Например, если выполнить команду CMP с операндами 10 и 5:
CMP 10, 5
В результате флаги процессора установятся следующим образом:
- Z = 0 (поскольку результат вычитания не равен нулю)
- N = 0 (поскольку результат вычитания является положительным числом)
- C = 0 (поскольку при выполнении беззнакового вычитания переполнения не произошло)
- O = 0 (поскольку при выполнении знакового вычитания переполнения не произошло)
Команда CMP широко используется для сравнения значений и принятия решений в программировании на ассемблере. После выполнения команды CMP, можно использовать условные переходы, чтобы выполнить определенные действия в зависимости от результатов сравнения.
Алгоритм команды CMP
Алгоритм выполнения команды CMP в ассемблере следующий:
- Значение первого операнда вычитается из значения второго операнда. Результат сохраняется в регистре флагов.
- Если результат равен нулю, флаг равен 1 и команда ZF (zero flag) устанавливается в 1.
- Если результат отрицательный (самый значимый бит равен 1), команда SF (sign flag) устанавливается в 1.
- Если результат больше нуля, команда CF (carry flag) устанавливается в 0.
- Если результат меньше нуля, команда CF устанавливается в 1.
Команда CMP не изменяет значения операндов, но изменяет регистр флагов, который можно использовать для дальнейшего управления выполнением программы.
Пример использования команды CMP:
MOV AX, 5 CMP AX, 10
В данном примере значение в регистре AX сравнивается с 10. Значение AX вычитается из 10 и результат сохраняется в регистре флагов. Затем можно использовать значения флагов для принятия решений в программе, например, для перехода на определенную метку в зависимости от результата сравнения.