Лиссабонский договор — дата, последствия, вступление в силу — преобразование Европейского Союза и его институций

Лиссабонский договор, также известный как Договор о функционировании Европейского Союза, является важным этапом в развитии Европейского Союза. Этот договор был подписан 13 декабря 2007 года в Лиссабоне, столице Португалии, и вступил в силу 1 декабря 2009 года.

Главной целью Лиссабонского договора было усиление имиджа и эффективности Европейского Союза. Договор предусматривал создание новых органов и инструментов, а также расширение полномочий уже действующих. Кроме того, Лиссабонский договор ввел новую категорию нормативных актов — решения ЕС, отменяя существовавшие прежде правовые акты — решения Европейского совета и акты, принимаемые большинством голосов стран-членов.

Последствия Лиссабонского договора ощущаются до сегодняшнего дня. Обязательство стран-членов ЕС по увеличению уровня своей обороноспособности, создание и развитие Службы внешних действий ЕС, улучшение условий принятия решений и обеспечение большей демократической легитимности — все это является результатом Лиссабонского договора.

История ратификации Лиссабонского договора

Ратификация Лиссабонского договора прошла различными этапами и представляла собой большой юридический и политический процесс. После подписания договора лидерами 27 государств-членов Европейского союза, каждое государство-член должно было ратифицировать его в соответствии с собственными внутренними процедурами.

СтранаДата ратификации
Португалия23 июля 2008 года
Литва8 октября 2008 года
Венгрия17 декабря 2008 года
Мальта10 декабря 2008 года
Германия30 мая 2009 года
Ирландия2 октября 2009 года
Словения30 мая 2008 года
Мальта10 декабря 2008 года

Ратификация Лиссабонского договора была завершена после последней его ратификации Чешской Республикой 13 ноября 2009 года. Таким образом, Лиссабонский договор вступил в силу 1 декабря 2009 года и продолжает быть основополагающим договором Европейского союза.

Дата подписания и принятие договора

Лиссабонский договор был принят в результате нескольких попыток изменить структуру и работу Европейского союза. Его основной целью стало улучшение эффективности принятия решений и укрепление демократических процессов внутри ЕС. Договор также предусматривает расширение полномочий Европейского парламента и усиление роли национальных парламентов.

Содержание Лиссабонского договора

Лиссабонский договор, заменивший Конституционный договор ЕС, внес значительные изменения в устройство и функционирование Европейского союза. Договор состоит из трех глав и семнадцати протоколов, которые определяют основные положения и принципы деятельности и организации ЕС.

Основное содержание Лиссабонского договора включает в себя:

  1. Реформы в институциональной структуре ЕС — введение постоянного президента Европейского совета, представителя для внешних дел ЕС, увеличение числа депутатов Европейского парламента и другие изменения;
  2. Расширение полномочий Европейского парламента — усиление его контроля над законодательной деятельностью и бюджетом ЕС;
  3. Укрепление роли национальных парламентов — установление механизма «желтых» и «оранжевых карточек», позволяющих национальным парламентам выступать против законодательных предложений ЕС;
  4. Расширение компетенций ЕС — включение в договор новых областей деятельности, таких как энергетика, транспорт, правосудие, общая внешняя и безопасность политика;
  5. Усиление регионального измерения — создание постоянного председателя Европейского совета и изменение порядка голосования в Совете ЕС;
  6. Новые инструменты и процедуры принятия решений — изменение порядка принятия решений в Совете ЕС, включая усиление роли квалифицированного большинства;
  7. Укрепление прав и ценностей ЕС — внесение в договор положений о защите прав человека, демократии и правового государства.

Лиссабонский договор был подписан 13 декабря 2007 года и вступил в силу 1 декабря 2009 года. Он оказал значительное влияние на развитие и функционирование Европейского союза, укрепив его институциональную структуру и расширив его компетенции в ряде областей деятельности.

Расширение возможностей Европейского парламента

Лиссабонский договор, вступивший в силу 1 декабря 2009 года, значительно расширил возможности Европейского парламента. Новый договор придал этому органу законодательную функцию, что сделало его одним из главных игроков в процессе принятия решений в Европейском союзе.

После вступления в силу Лиссабонского договора, роль и полномочия Европейского парламента стали сопоставимы со сферой деятельности Совета Европейского союза. Теперь Европейский парламент имеет право принимать решения в таких областях, как жизненная среда, транспорт, земледелие, торговля и многие другие.

Кроме того, Лиссабонский договор предоставил Европейскому парламенту больше возможностей в области бюджета и финансов. Он получил право одобрять бюджет Европейского союза и контролировать его исполнение. Также, Европейский парламент может брать на себя роль блокирующего органа в принятии финансовых решений.

Проблемы и критика Лиссабонского договора

Хотя Лиссабонский договор был разработан для укрепления интеграции Европейского союза, он также стал объектом критики и вызвал определенные проблемы. Некоторые из основных проблем, связанных с Лиссабонским договором, включают:

  1. Демократический дефицит: Критики утверждают, что Лиссабонский договор усилил недостаток демократии в Европейском союзе. Они считают, что отсутствие прямого влияния на принятие решений и возможность отозвать политиков от принятия решений затрудняют демократический процесс.
  2. Централизация власти: Одной из критических проблем Лиссабонского договора является его предполагаемая тенденция к централизации власти в Европейском союзе. Это вызывает опасения у некоторых государств-членов, которые опасаются, что их суверенитет будет ограничен.
  3. Недостаток прозрачности: Некоторые критики Лиссабонского договора утверждают, что он не обеспечивает достаточной прозрачности в принятии решений. Они считают, что процесс принятия решений в Европейском союзе остается сложным и недоступным для широкой публики.
  4. Сохранение неравенства: Критики Лиссабонского договора полагают, что он не обеспечивает достаточного содействия в решении проблем неравенства между различными государствами-членами Европейского союза. Они считают, что более развитые страны могут сохранять свое преимущество в ущерб менее развитым членам Европейского союза.

Все эти проблемы и критика Лиссабонского договора указывают на необходимость его реформирования и постоянного обсуждения, чтобы обеспечить эффективность и справедливость внутри Европейского союза.

Политическое значение Лиссабонского договора

Лиссабонский договор, вступивший в силу 1 декабря 2009 года, имеет глубокое политическое значение для Европейского Союза. Этот документ стал одним из ключевых этапов в истории ЕС исуверенства и расширения его полномочий. В результате ратификации Лиссабонского договора государства-члены ЕС обладают несколькими новыми возможностями и инструментами, способными повлиять на различные аспекты политики и управления Союзом.

1. Укрепление демократии и прозрачности. Лиссабонский договор предусматривает расширение роли Европейского парламента, что отражает наращивание демократического потенциала ЕС. Парламент получил больше полномочий в процессе законодательства и бюджетирования, а также более важную роль в назначении председателя Европейской комиссии. Кроме того, улучшилась прозрачность решений ЕС благодаря обязательному проведению открытых обсуждений и публичных заседаний совета и комиссии.

2. Усиление роли Союза на международной арене. Лиссабонский договор увеличил авторитет ЕС в международных отношениях и обеспечил более единый голос Союза внешней политике. Теперь ЕС может заключать международные соглашения и обладает новыми компетенциями в таких областях, как оборона и безопасность. Создание новой должности высокого представителя Союза по вопросам иностранных дел и политики безопасности способствовало лучшему взаимодействию ЕС с другими региональными и международными организациями.

3. Упрощение процессов принятия решений. Лиссабонский договор сделал институты ЕС более эффективными и оперативными. Он предусматривает изменения в системе голосования в Совете, позволяющие принять решения качественнее и быстрее. Договор также упрощает процедуры принятия решений в рамках Общего суда, Европейского суда справедливости и Европейского суда по правам человека.

4. Защита прав граждан ЕС. Лиссабонский договор улучшает защиту и права граждан ЕС. Он предоставляет новые средства для судебной защиты граждан в судах ЕС и дает возможность обращения к Европейскому суду по правам человека. Кроме того, договор вводит Карточку гражданина ЕС, которая облегчает перемещение и упрощает получение гражданства ЕС.

В целом, Лиссабонский договор укрепил политическую интеграцию ЕС и позволил Союзу лучше справляться с вызовами и обеспечить благосостояние граждан в условиях глобализации и сложных международных процессов.

Оцените статью