Лиссабонский договор, также известный как Договор о функционировании Европейского Союза, является важным этапом в развитии Европейского Союза. Этот договор был подписан 13 декабря 2007 года в Лиссабоне, столице Португалии, и вступил в силу 1 декабря 2009 года.
Главной целью Лиссабонского договора было усиление имиджа и эффективности Европейского Союза. Договор предусматривал создание новых органов и инструментов, а также расширение полномочий уже действующих. Кроме того, Лиссабонский договор ввел новую категорию нормативных актов — решения ЕС, отменяя существовавшие прежде правовые акты — решения Европейского совета и акты, принимаемые большинством голосов стран-членов.
Последствия Лиссабонского договора ощущаются до сегодняшнего дня. Обязательство стран-членов ЕС по увеличению уровня своей обороноспособности, создание и развитие Службы внешних действий ЕС, улучшение условий принятия решений и обеспечение большей демократической легитимности — все это является результатом Лиссабонского договора.
История ратификации Лиссабонского договора
Ратификация Лиссабонского договора прошла различными этапами и представляла собой большой юридический и политический процесс. После подписания договора лидерами 27 государств-членов Европейского союза, каждое государство-член должно было ратифицировать его в соответствии с собственными внутренними процедурами.
Страна | Дата ратификации |
---|---|
Португалия | 23 июля 2008 года |
Литва | 8 октября 2008 года |
Венгрия | 17 декабря 2008 года |
Мальта | 10 декабря 2008 года |
Германия | 30 мая 2009 года |
Ирландия | 2 октября 2009 года |
Словения | 30 мая 2008 года |
Мальта | 10 декабря 2008 года |
Ратификация Лиссабонского договора была завершена после последней его ратификации Чешской Республикой 13 ноября 2009 года. Таким образом, Лиссабонский договор вступил в силу 1 декабря 2009 года и продолжает быть основополагающим договором Европейского союза.
Дата подписания и принятие договора
Лиссабонский договор был принят в результате нескольких попыток изменить структуру и работу Европейского союза. Его основной целью стало улучшение эффективности принятия решений и укрепление демократических процессов внутри ЕС. Договор также предусматривает расширение полномочий Европейского парламента и усиление роли национальных парламентов.
Содержание Лиссабонского договора
Лиссабонский договор, заменивший Конституционный договор ЕС, внес значительные изменения в устройство и функционирование Европейского союза. Договор состоит из трех глав и семнадцати протоколов, которые определяют основные положения и принципы деятельности и организации ЕС.
Основное содержание Лиссабонского договора включает в себя:
- Реформы в институциональной структуре ЕС — введение постоянного президента Европейского совета, представителя для внешних дел ЕС, увеличение числа депутатов Европейского парламента и другие изменения;
- Расширение полномочий Европейского парламента — усиление его контроля над законодательной деятельностью и бюджетом ЕС;
- Укрепление роли национальных парламентов — установление механизма «желтых» и «оранжевых карточек», позволяющих национальным парламентам выступать против законодательных предложений ЕС;
- Расширение компетенций ЕС — включение в договор новых областей деятельности, таких как энергетика, транспорт, правосудие, общая внешняя и безопасность политика;
- Усиление регионального измерения — создание постоянного председателя Европейского совета и изменение порядка голосования в Совете ЕС;
- Новые инструменты и процедуры принятия решений — изменение порядка принятия решений в Совете ЕС, включая усиление роли квалифицированного большинства;
- Укрепление прав и ценностей ЕС — внесение в договор положений о защите прав человека, демократии и правового государства.
Лиссабонский договор был подписан 13 декабря 2007 года и вступил в силу 1 декабря 2009 года. Он оказал значительное влияние на развитие и функционирование Европейского союза, укрепив его институциональную структуру и расширив его компетенции в ряде областей деятельности.
Расширение возможностей Европейского парламента
Лиссабонский договор, вступивший в силу 1 декабря 2009 года, значительно расширил возможности Европейского парламента. Новый договор придал этому органу законодательную функцию, что сделало его одним из главных игроков в процессе принятия решений в Европейском союзе.
После вступления в силу Лиссабонского договора, роль и полномочия Европейского парламента стали сопоставимы со сферой деятельности Совета Европейского союза. Теперь Европейский парламент имеет право принимать решения в таких областях, как жизненная среда, транспорт, земледелие, торговля и многие другие.
Кроме того, Лиссабонский договор предоставил Европейскому парламенту больше возможностей в области бюджета и финансов. Он получил право одобрять бюджет Европейского союза и контролировать его исполнение. Также, Европейский парламент может брать на себя роль блокирующего органа в принятии финансовых решений.
Проблемы и критика Лиссабонского договора
Хотя Лиссабонский договор был разработан для укрепления интеграции Европейского союза, он также стал объектом критики и вызвал определенные проблемы. Некоторые из основных проблем, связанных с Лиссабонским договором, включают:
- Демократический дефицит: Критики утверждают, что Лиссабонский договор усилил недостаток демократии в Европейском союзе. Они считают, что отсутствие прямого влияния на принятие решений и возможность отозвать политиков от принятия решений затрудняют демократический процесс.
- Централизация власти: Одной из критических проблем Лиссабонского договора является его предполагаемая тенденция к централизации власти в Европейском союзе. Это вызывает опасения у некоторых государств-членов, которые опасаются, что их суверенитет будет ограничен.
- Недостаток прозрачности: Некоторые критики Лиссабонского договора утверждают, что он не обеспечивает достаточной прозрачности в принятии решений. Они считают, что процесс принятия решений в Европейском союзе остается сложным и недоступным для широкой публики.
- Сохранение неравенства: Критики Лиссабонского договора полагают, что он не обеспечивает достаточного содействия в решении проблем неравенства между различными государствами-членами Европейского союза. Они считают, что более развитые страны могут сохранять свое преимущество в ущерб менее развитым членам Европейского союза.
Все эти проблемы и критика Лиссабонского договора указывают на необходимость его реформирования и постоянного обсуждения, чтобы обеспечить эффективность и справедливость внутри Европейского союза.
Политическое значение Лиссабонского договора
Лиссабонский договор, вступивший в силу 1 декабря 2009 года, имеет глубокое политическое значение для Европейского Союза. Этот документ стал одним из ключевых этапов в истории ЕС исуверенства и расширения его полномочий. В результате ратификации Лиссабонского договора государства-члены ЕС обладают несколькими новыми возможностями и инструментами, способными повлиять на различные аспекты политики и управления Союзом.
1. Укрепление демократии и прозрачности. Лиссабонский договор предусматривает расширение роли Европейского парламента, что отражает наращивание демократического потенциала ЕС. Парламент получил больше полномочий в процессе законодательства и бюджетирования, а также более важную роль в назначении председателя Европейской комиссии. Кроме того, улучшилась прозрачность решений ЕС благодаря обязательному проведению открытых обсуждений и публичных заседаний совета и комиссии.
2. Усиление роли Союза на международной арене. Лиссабонский договор увеличил авторитет ЕС в международных отношениях и обеспечил более единый голос Союза внешней политике. Теперь ЕС может заключать международные соглашения и обладает новыми компетенциями в таких областях, как оборона и безопасность. Создание новой должности высокого представителя Союза по вопросам иностранных дел и политики безопасности способствовало лучшему взаимодействию ЕС с другими региональными и международными организациями.
3. Упрощение процессов принятия решений. Лиссабонский договор сделал институты ЕС более эффективными и оперативными. Он предусматривает изменения в системе голосования в Совете, позволяющие принять решения качественнее и быстрее. Договор также упрощает процедуры принятия решений в рамках Общего суда, Европейского суда справедливости и Европейского суда по правам человека.
4. Защита прав граждан ЕС. Лиссабонский договор улучшает защиту и права граждан ЕС. Он предоставляет новые средства для судебной защиты граждан в судах ЕС и дает возможность обращения к Европейскому суду по правам человека. Кроме того, договор вводит Карточку гражданина ЕС, которая облегчает перемещение и упрощает получение гражданства ЕС.
В целом, Лиссабонский договор укрепил политическую интеграцию ЕС и позволил Союзу лучше справляться с вызовами и обеспечить благосостояние граждан в условиях глобализации и сложных международных процессов.