Упражнения по белорусскому языку для учащихся 7-го класса — освоение правил чтения и написания согласных и гласных звуков

Белорусский язык – один из древнейших языков славянской группы. В современной образовательной системе он занимает важное место, поскольку является государственным языком Республики Беларусь. Изучение белорусского языка начинается с младших классов и включает в себя различные упражнения, которые помогают освоить основные правила грамматики.

Упражнения по белорусскому языку для 7 класса направлены на углубление знаний о правилах согласных и гласных звуков. Они помогают развить навыки правильного произношения и письма на белорусском языке. Учащиеся будут знакомиться с орфоэпическими особенностями языка, овладеют навыком дешифровки и шифровки слов, а также научатся выделять и записывать звуки.

Одно из практических упражнений предполагает дешифровку белорусских слов. Учащиеся должны расставить ударение в слове, указать его грамматические особенности и объяснить правила написания слова. Также на уроках предлагается упражнение по выделению гласных и согласных звуков в словах. Ученикам предлагается найти слова определенной категории и обосновать свой выбор.

Правила согласных

При изучении белорусского языка важно знать правила произношения и написания согласных звуков. Вот некоторые из них:

1. Литеры л, н, р, м после гласных звуков в конце слова обычно не произносятся. Примеры: сахар, молоко, учебник.

2. Если после гласного звука стоит звук „х», то согласный звук перед ним пишется через апостроф. Примеры: лёс-лёса, сёстры, княжна-княжны.

3. Когда буква «с» пишется перед гласной «х», то проговаривается как звук «ш». Примеры: штаны, штаты, шандары.

4. Литера «ч» звучит как в русском языке, когда перед ней стоит согласная «т». Примеры: туча, телефон, тетрадь.

5. Буквосочетание «шч» произносится как «щ». Примеры: щёлкать, щенок, щит.

6. Литеры ж и ш пишутся с двумя буквами, если рядом нет другой согласной буквы. Примеры: ничего, вышел.

7. После приставок «меж-«, «внутрь-«, «над-«, «об-«, «под-«, «пере-«, «под-«, «про-«, «раз-«, «сверх-«, «через-«, «чрез-» перед «р» пишется s, и опускается «с». Примеры: пересмотреть, надрубить, черепаха.

8. Если «т» стоит перед «ш» внутри слова, то проговаривается как «ц». Примеры: лятец, плантаторство, девица.

Запомните эти правила и вы сможете писать и произносить белорусские слова правильно!

Правила гласных

Среди гласных звуков белорусского языка есть особенные правила произношения и написания:

  • Если звук [а] или [о] стоят в корне слова и в открытом слоге, то они пишутся буквами «а» и «о»: карта, лось, гора.
  • Если в слове две гласные звуки [а] или [о] стоят в разных слогах, то они пишутся буквами «о» и «а»: образ, носка.
  • Звук [е] пишется буквами «е» и «э»: сестра, ведро.
  • Звук [ий] в корне слова всегда пишется буквой «и»: милый, дорогой.
  • Звук [и] в приставке пишется буквой «ы»: передний, товарищ.
  • Звук [і] пишется буквой «и» в открытом слоге: вимагаць, паліцейскі.

Помните, что правильное написание гласных звуков существенно для правильного произношения слов на белорусском языке.

Упражнения по согласным

Упражнение 1:

Расставьте правильно ударение в следующих словах:

Привет, почему ты так мало говоришь? Я хочу, чтобы ты больше говорил. Я могу тебе помочь со словами, если ты хочешь.

Упражнение 2:

Выберите правильный вариант ответа:

а) Ты видишь, где мои очки?

б) Ты видешь, где мои очки?

Упражнение 3:

Вставьте пропущенные буквы в словах:

осел, рыжий, муха, удача, собака, олень

Упражнение 4:

Расставьте пропущенные знаки препинания в предложении:

Что ты делал вчера вечером

Упражнение 5:

Выберите предложение, в котором все согласные звуки прописаны правильно:

а) Малчаць у лесе снежак.

б) Мальчац у лэсе снеак.

Упражнения по гласным

1. Произнесите гласные звуки в словах:

  • дом
  • море
  • лес
  • поле
  • земля

2. Вставьте пропущенные гласные звуки в слова:

  • с__кол
  • д__верь
  • к__мната
  • б__лка
  • ст__на

3. Запишите слова, в которых есть гласные звуки [е], [о], [у], [и] и [а]:

  • лук
  • зима
  • кошка
  • лес
  • момент

4. Образуйте форму от указанного слова:

  • от слова «зеленый» — «зелень»
  • от слова «красивый» — «красота»
  • от слова «белый» — «белизна»
  • от слова «громкий» — «громкость»
  • от слова «тихий» — «тишина»
Оцените статью