Фёдор Достоевский в своем романе Преступление и наказание создает необычайно сложный моральный портрет главного героя, Родиона Раскольникова. Оказавшись перед выбором между двумя принципами – совести и собственной выгоды, Раскольников изначально отвергает принцип Лужина, руководствуясь глубокими убеждениями.
Принцип Лужина предлагает Раскольникову красиво свести свой морально-этический выбор к простому прагматичному утверждению: «Конечно, я все понимаю, но все-таки ведь можно и передохнуть потом! А вот если не согласишься и не примешь сейчас хоть немного – будет совсем плохо!». Лужин, желая воспользоваться ситуацией для своей личной выгоды, предлагает Раскольникову стать его участником в охоте за системными бандитами, но Раскольников не воспринимает это предложение серьезно.
Главный принцип Лужина – это прагматичный синтизм, при котором пропадает всякое нравственное измерение выбора, а на первый план выдвигается исключительно индивидуальная польза и интерес. Произнеся свои рассуждения о «дарах судьбы» и о том, «что все схватывать, без разбора» – Лужин явно показывает отсутствие в своей жизни принципиальности и морального позиционирования.
Почему Раскольников противоречит принципу Лужина
Противоречие между Раскольниковым и принципом Лужина заключается в их разных взглядах на справедливость и человеческие ценности. Принцип Лужина, представленный как рациональное и логическое правило поведения, основывается на идеи индивидуализма и стремлении к личной выгоде.
Согласно принципу Лужина, каждый человек должен действовать в соответствии со своими личными интересами и стремиться к достижению собственного благополучия. В отличие от этого, Раскольников вместо личной выгоды выбирает путь самопожертвования и альтруизма.
Принцип Лужина | Раскольников |
Индивидуализм | Альтруизм |
Личная выгода | Самопожертвование |
Раскольников отвергает принцип Лужина, так как не видит в нем истинного смысла и ценности. Он считает, что эгоистическое исключительно стремление к собственной выгоде является искаженным представлением о человеческой жизни.
Вместо этого, Раскольников верит в идеалы справедливости и гуманности. Он считает, что каждый человек обязан помогать другим и действовать в интересах общества в целом, а не только в своих личных интересах.
Таким образом, Раскольников и принцип Лужина представляют собой противоположности в своих взглядах на мораль и этические проблемы. Однако, благодаря этому различию, роман «Преступление и наказание» позволяет читателю обдумать сложные вопросы о природе человеческой души и найти собственные ответы на них.
Возможность совершить идеальное преступление
Раскольников в романе «Преступление и наказание» отвергает принцип Лужина, потому что он считает, что у него есть возможность совершить идеальное преступление. Это обусловлено его уверенностью в своей умственной и физической силе, а также особенностями его характера.
Раскольников считает, что он является «надчеловеком» — выдающейся индивидуальностью, способной опережать массы и игнорировать общественные нормы и законы. Он верит в свою исключительность и уверен, что, будучи одаренным умом, он может избежать наказания за совершенное им преступление.
Также Раскольников, будучи убежденным приверженцем идеи «колеса» Лужина, отвергает его принципы потому, что считает, что они ограничивают его личностный рост и препятствуют его стремлению к свободе и самореализации. Он считает, что законы и нормы, установленные обществом, являются искусственными и лишают его возможности жить так, как ему хочется.
В итоге, Раскольников решает совершить убийство, чтобы продемонстрировать свою выдающуюся индивидуальность и разрушить действующие нормы и законы. Он верит, что, совершив идеальное преступление, он сможет освободиться от всех общественных уз и самореализоваться.
Моральное противоречие
В отличие от принципа Лужина, который призывает преследовать собственные интересы и комфорт, Раскольников отвергает этот принцип, основываясь на своем особом моральном стержне. Для него главное — следовать высшим принципам справедливости и социальной ответственности, даже если это противоречит его собственным желаниям и выгоде.
Раскольников осознает, что убийство старушки является преступлением, даже если это поможет ему в финансовом плане. Он понимает, что убийство — это нарушение основных норм нравственности и ограничение чужой свободы. Для него это неприемлемо, так как он глубоко уважает и ценит жизнь и свободу каждого человека, вне зависимости от социального статуса и положения в обществе.
Кроме того, Раскольников осознает, что его преступление причинит страдание не только его жертвам, но и его любимым. Он понимает, что его матери, сестре и другим близким людям будет невыносимо больно узнать о его злодеянии. Он осознает, что отказываясь от принципа Лужина, он делает выбор в пользу своих близких и их счастья, даже если это означает жертвовать своими собственными потребностями и целями.
Моральное противоречие Раскольникова видно в том, что он осознает важность этических принципов и полагает их выше своих собственных материальных и эгоистических интересов. Он готов жертвовать собой, своей свободой и собственным счастьем, чтобы остаться верным своим моральным убеждениям и прислуживать обществу и благополучию всех людей. Этот выбор Раскольникова подчеркивает его высокий моральный стандарт и его противоречие с принципом Лужина, который оберегает только индивидуальные интересы и собственные желания.
Отвержение формализма
Раскольников не верит, что правила и форма могут объяснить и дают ответы на сложные вопросы человеческой жизни. Он полагает, что этическое и нравственное может быть понято истинным исключительно через опыт, эмоции и вещицы, которые у единых фунда ответственности у каждого отдельного человека.
Раскольников, убив старуху, нарушил формализм Лужина. Получив внезапную физическую силу в рамках криминальных мотивов, он решает использовать её вопреки обыкновенной этики и нравственности общества. Он считает, что его жертва — старуха, утратила право на жизнь и что он является неким мессией, спасающим общество от «вредительства». Его поступок является личным актом, свидетельствующим о его полном неразделении с законы общества.
Отвержение Раскольникова принципа Лужина — это прямое выражение его собственной философии, которая основана на признании истинных и разнообразных человеческих чувств и опытов вместо формализма и любой формулы.
Человеческая эмпатия
Эмпатия — это способность поставить себя на место другого человека, понять его чувства и переживания. Она играет важную роль в межличностных отношениях, взаимодействии с окружающими людьми и восприятии мира в целом. Недостаток эмпатии может привести к равнодушию к страданиям других и к нарушению моральных принципов.
Раскольников, будучи человеком высокоинтеллектуальным, переживает внутренний конфликт, соединение просвещенного ума и отсутствия эмпатии. Он считает себя «надчеловеком», который имеет право на совершение преступления во имя высших целей. Он считает, что может пренебрегать страданиями других людей, если это поможет ему в достижении своей цели.
Однако, реальность оказывается не так проста. В процессе совершения убийства и последующем побеге от правосудия, Раскольников начинает осознавать, что его недостаток эмпатии только усиливает его внутренние муки и жестоко напоминает о непростоте совершения преступления.
Его эмоциональное состояние и муки совести, которые постепенно овладевают им, говорят о том, что человеческая эмпатия не может быть отброшена просто так. Ее отсутствие не только не делает человека «лучшим», но и разрушает его внутреннюю гармонию и мир.
В результате Раскольников приходит к пониманию, что принцип Лужина — принцип использования людей в своих целях без всяких моральных ограничений — является неверным. Человеческая эмпатия, умение понимать, сочувствовать и помогать другим, становится для него ценностью выше принципов разума и высших целей.
Таким образом, недостаток человеческой эмпатии становится одной из ключевых причин, по которым Раскольников отвергает принцип Лужина и приходит к новому пониманию ценности и важности человеческой души.
Свобода от моральных убеждений
Раскольников, основной персонаж романа «Преступление и наказание» Федора Достоевского, представляет собой пример отвержения принципа Лужина и стремления к свободе от моральных убеждений. По мнению Раскольникова, каждый индивид должен быть способен самостоятельно определять, что правильно и что неправильно, не прибегая к помощи внешних норм и моральных принципов.
Одним из важных моментов, приведших Раскольникова к отвержению принципа Лужина, было осознание его лживости и неспособности приносить настоящую свободу. Лужин, будучи приверженцем теории «сверхчеловека», полагал, что только посредством установления строгих правил и принципов можно достичь высшей степени свободы. Однако, Раскольников, осознавая себя «сверхчеловеком», отвергает эту идею, полагая, что свобода не может быть обретена за счет жертвования собственной нравственностью и рациональными принципами.
Для Раскольникова свобода не заключается в следовании моральным нормам или принципам, установленным обществом. Он ищет свободу внутри себя, в возможности делать выборы и принимать решения согласно собственному внутреннему компасу. Таким образом, Раскольников стремится к свободе от внешних ограничений и навязанных идеалов, считая, что только в этом случае возможно достичь истинной свободы.
Однако, стремление Раскольникова к свободе от моральных убеждений несет в себе определенную опасность и противоречивость. Решение он принимает на основе своего внутреннего чувства ищущего свободы субъекта, но при этом совершает преступление и лишает жизни человека. Таким образом, его поступок становится тяжким бременем на пути к истинной свободе и исполнению духовных потребностей.
Таким образом, Раскольников отвергает принцип Лужина, стремясь к свободе от моральных убеждений и внешних ограничений. Его поступки и отношение к этому вопросу подчеркивают сложность и противоречивость проблемы свободы, а также необходимость нахождения баланса между индивидуальными потребностями и социальными нормами.