Классицизм – это литературное направление, возникшее во Франции во второй половине 17 века. Оно было основано на идеалах античной культуры, строгих правилах построения и принципах идеального образования. Однако, несмотря на свою популярность и длительное время правления в литературе, классицизм начал подвергаться серьезной критике в начале 19 века.
Главной причиной критики классицизма стала смена идей и ценностей в обществе, произошедшая в результате Французской революции. Люди все больше стремились к свободе, индивидуальности и выражению собственных чувств. Классицизм, с его строгими формами и ограничениями, стал символом старого, репрессивного порядка, который нужно было свергнуть.
Критики классицизма, в числе которых стоит отметить таких авторов, как Гете, Шиллер и Горький, подвергали жесткой критике основные принципы классической литературы. Они отвергали идею о необходимости подражания идеалам античной культуры, аргументируя, что каждая эпоха должна иметь свое собственное лицо и идентичность. Они ставили в центр внимания человеческие чувства и индивидуальность, а не идеалы и общественные нормы.
Критика классицизма привела к возникновению новых литературных направлений – романтизма и реализма. Романтизм выдвигал идею о первенстве индивидуального опыта и восторгался силой чувств и фантазии. Реализм же стремился к объективному отображению действительности и критиковал классическую литературу за ее идеализацию и преувеличение.
Критика классицизма в литературе
Однако, с приходом 19 века, классицизм стал подвергаться критике со стороны нового поколения писателей и критиков. Возникшее движение романтизма противопоставлялось классицизму и выступало за свободу и эмоциональность в литературе. Романтики утверждали, что классицизм ограничивает творческую свободу автора, подчиняя его строгим правилам и нормам.
Каковы были причины критики классицизма в литературе?
Во-первых, реакция на эпоху Просвещения. Классицизм, будучи противоположностью эмоциональности и эмпиризма Просвещения, вызывал недовольство авангардных писателей, которые стремились выразить свои личные эмоции и переживания в художественных произведениях.
Во-вторых, желание протестовать против общественных норм и ценностей. Классицизм настаивал на строгости и сдержанности в описании сюжета и персонажей, что не всегда соответствовало новым идеям и взглядам на мир.
В-третьих, стремление выделиться на фоне классицизма. Романтики стремились создать что-то новое, необычное и самобытное, и для этого они не желали придерживаться установленных норм и правил классицизма.
Каковы были последствия критики классицизма в литературе?
Критика классицизма стимулировала развитие и изменение литературного стиля. Романтики начали создавать произведения, которые отражали все богатство человеческих эмоций и впечатлений. Отход от классицизма позволил развитие новых литературных форм и жанров, таких как стихотворение, роман, повесть.
Кроме того, критика классицизма привела к изменению отношения к авторству и творческой свободе. Писатель получил возможность свободно выражать свои мысли, эмоции и идеи в литературных произведениях, освободившись от строгой привязки к классическим нормам и правилам.
Этап критики классицизма в литературе стал важным вехой в истории развития литературы, позволившей создание новых творческих подходов и переход к иным литературным горизонтам.
Причины критики классицизма
Критика классицизма в литературе в начале 19 века возникла по ряду причин, которые сформировали отрицательное отношение к этому литературному направлению:
- Устаревшость и несовременность классицизма. Классицизм был основан на принципах и стилях, разработанных во времена Древней Греции и Рима. К концу 18 века эти принципы уже перестали быть актуальными и отражать современность, что вызывало недовольство у литераторов и критиков.
- Ограничения и жесткость правил классицизма. Многие писатели и поэты видели в классицизме затруднение своего творчества из-за строгих правил и ограничений, которыми приходилось следовать. Они чувствовали, что классицизм подавляет индивидуальность автора и не позволяет выразить собственное видение мира.
- Монотонность и стереотипность классицизма. Классические произведения часто были формальными, скучными и лишены эмоций. Это вызывало недовольство у читателей, которые стремились к более живым и оригинальным произведениям.
- Влияние романтизма. Появление и распространение романтизма в начале 19 века также способствовало критике классицизма. Романтизм пропагандировал свободное творчество, эмоциональность и возвышенность, что противоречило основным принципам классицизма.
В результате этих причин классицизм начал терять свою популярность и становиться предметом критики. Литературное направление, которое ранее являлось основным и преобладающим, было вытеснено более современными и эмоциональными течениями литературы.
Последствия критики классицизма
Критика классицизма в литературе в начале 19 века имела значительные последствия и повлияла на развитие литературного процесса. Эта критика затронула не только стиль и форму произведений, но и саму ценность классицизма как литературного направления.
В результате критика классицизма привела к появлению новых литературных школ и направлений. Первым и наиболее ярким последствием был романтизм, который заменил классицизм в литературе. Романтики выступили против формализма и ограничений классицизма, предлагая свободу в выражении чувств, эмоций и воображения.
Другими последствиями критики классицизма стали возникновение реализма и натурализма. Реализм, отвергая идеализацию и вымысел, стремился к отображению реальности и жизни обычных людей. Натурализм же нашел свое продолжение в стремлении к злободневности и документальности в изображении жизни.
Кроме того, критика классицизма привнесла в литературу новые темы и сюжеты. Она привлекла внимание к народности и истории, открыла доступ к новым темам и персонажам. Литература стала более разнообразной и открытой для непредсказуемых сюжетов и оригинальных образов.
Таким образом, критика классицизма имела значительные последствия для литературы начала 19 века. Она привела к возникновению новых школ и направлений, изменила подход к стилю и форме произведений, а также расширила тематический круг и возможности литературы.